Неточные совпадения
Он не мог согласиться с этим, потому что и не видел выражения этих мыслей в народе, в среде которого он жил, и не находил этих мыслей в себе (а он не мог себя ничем другим считать, как одним из
людей, составляющих русский народ), а главное потому, что он вместе с народом не знал, не мог знать того, в чем состоит общее благо, но твердо знал, что
достижение этого общего блага возможно только при строгом исполнении того закона добра, который открыт каждому
человеку, и потому не мог желать войны и проповедывать для каких бы то ни было общих целей.
Выше всего он ставил настойчивость в
достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и
людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели.
А пока
люди стыдятся этой силы, дорожа «змеиной мудростью» и краснея «голубиной простоты», отсылая последнюю к наивным натурам, пока умственную высоту будут предпочитать нравственной, до тех пор и
достижение этой высоты немыслимо, следовательно, немыслим и истинный, прочный, человеческий прогресс.
Нехлюдов в это лето у тетушек переживал то восторженное состояние, когда в первый раз юноша не по чужим указаниям, а сам по себе познает всю красоту и важность жизни и всю значительность дела, предоставленного в ней
человеку, видит возможность бесконечного совершенствования и своего и всего мира и отдается этому совершенствованию не только с надеждой, но и с полной уверенностью
достижения всего того совершенства, которое он воображает себе.
Этим объяснялось для Нехлюдова то удивительное явление, что самые кроткие по характеру
люди, неспособные не только причинить, но видеть страданий живых существ, спокойно готовились к убийствам
людей, и все почти признавали в известных случаях убийство, как орудие самозащиты и
достижения высшей цели общего блага, законным и справедливым.
Это был
человек совершенно противоположного склона духовной жизни, чем Симонсон. Симонсон был один из тех
людей, преимущественно мужского склада, у которых поступки вытекают из деятельности мысли и определяются ею. Новодворов же принадлежал к разряду
людей преимущественно женского склада, у которых деятельность мысли направлена отчасти на
достижение целей, поставленных чувством, отчасти же на оправдание поступков, вызванных чувством.
На более глубокую почву должна быть поставлена та истина, что величайшие
достижения человеческой общественности связаны с творческой властью
человека над природой, т. е. с творчески-активным обращением к космической жизни, как в познании, так и в действии.
Во всех случаях
человек надеется возвысить себя не через личные качества и
достижения, а через причастность к играющим роль группировкам.
В конце XIX и начале XX века считали огромным
достижением в познании
человека, в понимании писателей и разгадки написанных ими книг, когда открыли, что
человек может скрывать себя в своей мысли и писать обратное тому, что он в действительности есть.
Люди романтического типа более всего стремятся пережить состояние экстатического подъема, независимо от того, связано ли это с
достижением истины и смысла.
Но уровень его знаний по истории религии не был особенно высок, как и вообще у
людей того времени, которые мало считались с
достижениями науки в этой области.
Наибольший успех полета обозначался
достижением мельницы, с ее яркими брызгами и шумом колес… Но если даже я летал только над двором или под потолком какого-то огромного зала, наполненного
людьми, и тогда проснуться — значило испытать настоящее острое ощущение горя… Опять только сон!.. Опять я тяжелый и несчастный…
Победа над смертью и тлением есть
достижение всеединства, преображение не только
человека, но и всего космоса.
Достижению постыдной цели не служат здесь лучшие способности ума и благороднейшие силы души в своем высшем развитии; напротив, вся пьеса ясно показывает, что именно недостаток этого развития и доводит
людей до таких мерзостей.
Мы, рабочие, —
люди, трудом которых создается все — от гигантских машин до детских игрушек, мы —
люди, лишенные права бороться за свое человеческое достоинство, нас каждый старается и может обратить в орудие для
достижения своих целей, мы хотим теперь иметь столько свободы, чтобы она дала нам возможность со временем завоевать всю власть.
— Такая же, как между всякой философией и религией: первая учит познавать сущность вещей посредством разума, а религия преподает то, что сказано в божественном откровении; но путь в
достижении того и другого познания в мистицизме иной, чем в других философских системах и в других вероучениях, или, лучше сказать, оба эти пути сближены у мистиков: они в своей философии ум с его постепенным ходом, с его логическими выводами ставят на вторую ступень и дают предпочтение чувству и фантазии, говоря, что этими духовными орудиями скорее и вернее
человек может достигнуть познания сущности мирового бытия и что путем ума
человек идет черепашьим шагом, а чувством и созерцанием он возлетает, как орел.
Перенося все эти лишения, Миропа Дмитриевна весьма справедливо в мыслях своих уподобляла себя
человеку, который стоит по горло в воде, жаждет пить и ни капли не может проглотить этой воды, потому что Аггей Никитич, несмотря на свое ротозейство, сумел, однако, прекратить всякие пути для
достижения Миропою Дмитриевною главной цели ее жизни; только в последнее время она успела открыть маленькую лазейку для себя, и то произошло отчасти случайно.
Кукишев видел это разливанное море и сгорал от зависти. Ему захотелось во что бы ни стало иметь точно такой же въезжий дом и точь-в-точь такую же «кралю». Тогда можно было бы и время разнообразнее проводить: сегодня ночь — у Люлькинской «крали», завтра ночь — у его, Кукишева, «крали». Это была его заветная мечта, мечта глупого
человека, который чем глупее, тем упорнее в
достижении своих целей. И самою подходящею личностью для осуществления этой мечты представлялась Аннинька.
Слова — полиция, обыск, тюрьма, суд, Сибирь, — слова, постоянно звучавшие в их беседах о гонении за веру, падали на душу мне горячими углями, разжигая симпатию и сочувствие к этим старикам; прочитанные книги научили меня уважать
людей, упорных в
достижении своих целей, ценить духовную стойкость.
Но чем сложнее становились общества, чем больше они становились, в особенности чем чаще завоевание было причиной соединения
людей в общества, тем чаще личности стремились к
достижению своих целей в ущерб общему и тем чаще для ограничения этих непокоряющихся личностей понадобилось употребление власти, т. е. насилия.
Широко развившиеся средства общения и передачи мыслей сделали то, что для образования обществ, собраний, корпораций, конгрессов, ученых, экономических, политических учреждений
люди нашего времени не только вполне могут обходиться без правительств, но что правительства в большей части случаев скорее мешают, чем содействуют
достижению этих целей.
Если же говорится о даровании или отнятии свободы от христиан, то, очевидно, говорится не о действительных христианах, а о
людях, только называющих себя христианами. Христианин не может не быть свободен потому, что
достижение поставленной им для себя цели никем и ничем не может быть воспрепятствовано или хотя бы задержано.
Но нет:
люди общественного жизнепонимания находят, что поступать так не нужно и даже вредно для
достижения цели освобождения
людей от рабства, а надо продолжать, как те мужики станового, сечь друг друга, утешая себя тем, что то, что мы болтаем в палатах и на собраниях, составляем союзы рабочих, гуляем 1-го мая по улицам, делаем заговоры и исподтишка дразним правительство, которое сечет нас, что это сделает всё то, что мы, всё больше и больше закабаляя себя, очень скоро освободимся.
Сколько ни придумывали
люди средств для того, чтобы лишить
людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интересы своим, или для того, чтобы передавать власть только
людям непогрешимым, до сих пор не найдено средств для
достижения ни того, ни другого.
Учение Христа тем отличается от прежних учений, что оно руководит
людьми не внешними правилами, а внутренним сознанием возможности
достижения божеского совершенства. И в душе
человека находятся не умеренные правила справедливости и филантропии, а идеал полного, бесконечного божеского совершенства. Только стремление к этому совершенству отклоняет направление жизни
человека от животного состояния к божескому настолько, насколько это возможно в этой жизни.
Идеал состоит в том, чтобы не иметь зла ни на кого, не вызвать недоброжелательства ни в ком, любить всех; заповедь же, указывающая степень, ниже которой вполне возможно не спускаться в
достижении этого идеала, — в том, чтобы не оскорблять
людей словом. И это составляет первую заповедь.
В нагорной проповеди выражены Христом и вечный идеал, к которому свойственно стремиться
людям, и та степень его
достижения, которая уже может быть в наше время достигнута
людьми.
Идеал — не заботиться о будущем, жить настоящим часом; заповедь, указывающая степень
достижения, ниже которой вполне возможно не спускаться, — не клясться, вперед не обещать ничего
людям. И это — третья заповедь.
Ни одно из заблуждений
людей не удаляет их столько от той цели, к которой они стремятся, как именно это.
Люди для
достижения поставленной себе цели делают всякие, самые разнообразные дела, но только не то одно, простое и прямое дело, которое предстоит каждому.
Люди придумывают самые хитрые способы изменения того положения, которое тяготит их, но только не тот самый простой, чтобы каждому не делать того самого, чтò и производит это положение.
«С тех пор, как я живу на свете, мне часто приходится слышать от многих частных
людей возмущение против этой ужасающей привычки международного убиения. Все признают и оплакивают это зло; но как ему помочь? Очень часто пытались уничтожить дуэли: это казалось так легко! Так нет же! Все усилия, сделанные для
достижения этой цели, ни к чему не послужили и никогда ни к чему не послужат.
Для
достижения первой цели конгресс обращается к учителям истории, к женщинам и к духовенству с советом проповедовать
людям каждое 3-е воскресенье декабря зло войны и благо мира; для
достижения второй — конгресс обращается к правительствам, предлагая им разоружение и замену войны арбитрацией.
Природа создала его в одну из тех минут благодатной тишины, когда из материнского ее лона на всех льется мир и благоволение. В эти краткие мгновения во множестве рождаются на свете
люди не весьма прозорливые, но скромные и добрые; рождаются и, к сожалению, во множестве же и умирают… Но умные муниципии подстерегают уцелевших и, по
достижении ими законного возраста, ходатайствуют об них перед начальством. И со временем пользуются плодами своей прозорливости, то есть бывают счастливы.
Вы заметьте: если цель человечества — благо, добро, любовь, как хотите; если цель человечества есть то, что сказано в пророчествах, что все
люди соединятся воедино любовью, что раскуют копья на серпы и т. д., то ведь
достижению этой цели мешает что?
Если допустить, что Бог сотворил
людей для
достижения известной цели, и сотворил бы их или смертными, без половой страсти, или вечными.
Человеку, кроме огня, нужно еще освоиться. Петух был давно мною съеден, сенник для меня набит Егорычем, покрыт простыней, горела лампа в кабинете в моей резиденции. Я сидел и, как зачарованный, глядел на третье
достижение легендарного Леопольда: шкаф был битком набит книгами. Одних руководств по хирургии на русском и немецком языках я насчитал бегло около тридцати томов. А терапия! Накожные чудные атласы!
Я назвал здесь очень немного задач, но заранее соглашаюсь, что их наберутся целые массы, и притом гораздо более существенных. Сказать
человеку толком, что он
человек, — на одном этом предприятии может изойти кровью сердце. Дать
человеку возможность различать справедливое от несправедливого — для
достижения этого одного можно душу свою погубить. Задачи разъяснения громадны и почти неприступны, но зато какие изумительные горизонты! Какое восторженное, полное непрерывного горения существование!
По отношению образования крепостных
людей, отец всю жизнь неизменно держался правила: всякий крестьянин или дворовый по
достижении сыном соответственных лет обязан был испросить позволения отдать его на обучение известному ремеслу, и бывший ученик обязан был принести барину на показ собственного изделия: овчину, рукавицы, подкову, полушубок или валенки, и только в случае одобрения работы, отцу дозволялось просить о женитьбе малого.
Но
человек существо легкомысленное и неблаговидное и, может быть, подобно шахматному игроку, любит только один процесс
достижения цели, а не самую цель.
Из различных путей, которыми русские образованные
люди подобного настроения в то время стремились к
достижению христианского идеала, наибольшим вниманием и предпочтением пользовались библейский пиетизм и тяготение к католичеству, но Брянчанинов и Чихачев не пошли вослед ни за одним из этих направлений, а избрали третье, которое тогда только обозначалось и потом довольно долго держалось в обществе: это было православие в духе митрополита Михаила.
Нет, вижу, должно быть жестоким, чтобы жить с
людьми; они думают, что я создан для удовлетворенья их прихотей, что я средство для
достижения их глупых целей!
Если же нельзя достигнуть, простой
человек не останется сложа руки: по малой мере, он изменит все свое положение, весь образ своей жизни, убежит, в солдаты наймется, в монастырь пойдет; часто он просто, естественным образом не переживает неудачи в
достижении цели, которая уже проникла все существо его и сделалась ему необходима для жизни; если же физическое сложение его слишком крепко и может вынести больше, нежели сколько нужно для крайнего раздражения нервов и фантазии, — он не церемонится покончить с собою насильственным образом.
Или нужно было признать Радищева
человеком даровитым и просвещенным, и тогда можно от него требовать того, чего требует Пушкин; или видеть в нем до конца слабоумного представителя полупросвещения, и тогда совершенно [неуместно замечать, что лучше бы ему вместо «брани указать на благо, которое верховная власть может сделать, представить правительству и умным помещикам способы к постепенному улучшению состояния крестьян, потолковать о правилах, коими должен руководствоваться законодатель, дабы, с одной стороны, сословие писателей не было притеснено, и мысль, священный дар божий, не была рабой и жертвой бессмысленной и своенравной управы, а с другой — чтоб писатель не употреблял сего божественного орудия к
достижению цели низкой или преступной»].
Высшее благо
человека в этом мире есть единение с себе подобными. Гордые
люди, выделяя себя от других, лишают сами себя этого блага. Смиренный же
человек уничтожает в самом себе все препятствия для
достижения этого блага. И потому смирение есть необходимое условие истинного блага.
Не дано знать этого
человеку для того, чтобы он душевные силы свои напрягал не на заботу о положении своей отдельной души в воображаемом другом, будущем мире, а только на
достижение в этом мире, сейчас, вполне определенного и ничем не нарушаемого блага соединения со всеми живыми существами и с богом.
Очень ошибаются те
люди, которые думают, что совершенный над ними обряд бракосочетания освобождает их от необходимости воздержания в половом общении для
достижения и в брачном союзе всё большего и большего целомудрия.
Выяснить своими усилиями свое отношение к миру и держаться его, установить свое отношение к
людям на основании вечного закона делания другому того, что хочешь, чтобы тебе делали, подавлять в себе те дурные страсти, которые подчиняют нас власти других
людей, не быть ничьим господином и ничьим рабом, не притворяться, не лгать, ни ради страха, ни выгоды, не отступать от требований высшего закона своей совести, — всё это требует усилий; вообразить же себе, что установление известных порядков каким-то таинственным путем приведет всех
людей, в том числе и меня, ко всякой справедливости и добродетели, и для
достижения этого, не делая усилий мысли, повторять то, что говорят все
люди одной партии, суетиться, спорить, лгать, притворяться, браниться, драться, — всё это делается само собой, для этого не нужно усилия.
Мы не знаем, не можем знать, в чем состоит общее благо, но твердо знаем, что
достижение этого общего блага возможно только при исполнении каждым не того закона, который устанавливают
люди, а того вечного закона добра, который открыт каждому
человеку и в мудрости людской и в его сердце.
Если же
человек, кроме того что он непосредственно делает для
достижения божьего благоволения, то есть, кроме доброго поведения, старается еще сделать себя достойным, посредством известных формальностей, сверхъестественной помощи и с этой целью, посредством исполнения обрядов, которые не имеют никакой непосредственной цены, думает сделать себя более восприимчивым к нравственному настроению и
достижению своих добрых стремлений, то он рассчитывает на нечто сверхъестественное для исправления своей естественной слабости.
Только перенеси
человек смысл своей жизни из
достижения внешних благ в служение отцу, и нет уже для такого
человека разницы между тем, что в мирской жизни называется счастием или несчастием.
Разбойники не развращают умышленно
людей, — правительства же для
достижения своих целей развращают целые поколения детей и взрослых ложными религиозными и патриотическими учениями.